Из истории производства стройматериалов в Краматорске...


Задолго до появления в Краматорской швейцарца Конрада Гампера, построившего здесь механический завод фирмы "В.Фицнер и К.Гампер" (1896), а затем основавшего на его базе Краматорское металлургическое Общество (1899), в окрестных селениях получили развитие промыслы, обусловленные местными полезными ископаемыми. Глина, мел, песчаник - способствовали появлению в Шабельковке, Ясной Горке, Петровке гончаров, изготовителей извести, каменотесов и др.

 

В “Памятной книжке Харьковской губернии на 1867 год” находим сообщение о существовании кирпичного и известкового заводов в сельце Петровское (ныне - Петровка) у реки Казенный Торец. Понятно, что это были примитивные заводы. Сельцо Петровское являлось тогда одним из самых многолюдных среди близлежащих сел и деревень. В то время в нем насчитывалось 47 дворов. По числу обитателей оно уступало только селам Беленькая и Шабельковка.

 

Производством извести занимались и еще в одном селении — деревне Ясная Горка. В литературно-научном приложении к “Харьковскому календарю” на 1888 год — так называемом “Харьковском сборнике” — читаем: “По местам, где имеется мел (Ясная Горка, Второбелянской волости) производится его разработка и пережигание на известь”. Очевидно, переработкой полезного ископаемого, каким является мел, в нашей местности промышляли издавна.

 

Неслучайно первым промышленным предприятием на территории современного Краматорска (в сотне метров от здания вокзала) стал завод прусского подданного Эдгара Егоровича Адельмана по производству извести алебастра. Согласно данным источников завод возник примерно в 1885 году. Куда ни кинь (историю не перепишешь!), основателем первого промпредприятия в нашем городе был европеец!

 

Согласно данным на 1890 год, завод Э.Адельмана был оборудован паровой машиной мощностью 10 лошадиных сил, которая позволяла обеспечить годовой выпуск алебастра в количестве 100000 пудов. Производили на заводе также огнеупорный кирпич и черепицу. В денежном выражении годовое производство только этих видов продукции достигало 30000 рублей. И все это — силами 36 рабочих.

 

Продукция, поставляемая заводом Адельмана, неизменно пользовалась спросом и находила широкое применение на строящихся или уже действующих заводах Юга России. Автор одной из книг того времени отмечал: “Отличного качества красный кирпич (клинкер) для возведения машинных фундаментов доставляется с кирпичеделательных заводов около станций Краматоровка и Константиновка Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги”. Даже сегодня приятно осознавать, что продукция, которую почти сто лет назад изготавливали рабочие первого краматорского завода, заслуживала положительные отзывы специалистов. Это была уже слава! Причем, еще до того, как Краматорская стала известна своим чугуном, выплавленном в здешней доменной печи.

 

Судя по всему, в 1898 году Э. Адельман продал свой завод новому хозяину. С этого момента предприятию было присвоено другое название — “Краматорский огнеупорный завод В.В. Штерцера”. Причина, вследствие которой Адельман отказался от завода, остается неизвестной. Однако, такой факт действительно имел место. В “Сборнике статистических сведений горнозаводской промышленности России в 1898 заводском году” он, как владелец этого завода, уже не значится. Новым хозяином предприятия стал Викентий Войтехович Штерцер - житель соседнего Бахмута.

 

Новый хозяин арендовал копи у некоего Ф.И. Плещеева. Оттуда на завод близ Краматорской привозили глину. Дополнительно Штерцер приобретал огнеупорную глину, кварц и прочие материалы в других местах. В 1898 г. его предприятие изготовило уже 496000 пудов кирпича. Продолжалось производство и алебастра. Все работы на заводе выполняли 25 рабочих.

 

Сильнейший промышленный кризис в начале XX века почти не коснулся краматорских огнеупорщиков. Где-то останавливались металлургические заводы, а предприятие Викентия Штерцера процветало. В 1902 г. в “Иллюстрированном спутнике по Курско-Харьково-Сева-стопольской железной дороге” было опубликовано рекламное объявление следующего содержания: “Заводы алебастровый и огнеупорного кирпичного производства Товарищества 


“В.В. Штерцер и Ко” (Ст. Краматорская К.-Х.-С. ж. д.). Принимаются заказы на кирпич для вагранок, доменных, коксовальных печей и проч. Алебастр (гипс) для штукатурных и лепных работ самого лучшего качества нашего района. Цены умеренные. Исполнение аккуратное”.

 

Как видим, в самом начале XX века предприятие В. Штерцера перешло в собственность так называемого Товарищества, в котором его главе, разумеется, принадлежало право решающего голоса.

 

Наверное, Штерцер предпринял этот шаг для привлечения дополнительного капитала с целью увеличения объема производства на заводе. Действительно, число работающих у него на предприятии в те годы неуклонно возрастало. К 1903 году оно достигло 41-го, а на начало 1909 г. составило 66 человек 8. В последующие годы количество рабочих на заводе продолжало расти, и к 1913 году на нем уже трудились 100 человек. Естественно, увеличился и выпуск готовой продукции.

 

Компаньонами Штерцера были Н.С. Миленков и В.В. Богданович. Основной капитал Товарищества составлял в эти годы около 106000 рублей. К заводу проложили узкоколейку длиной 30 саженей, построили новые кирпичные корпуса (они уцелели до настоящего времени), наладили производство цемента. В 1910 году непосредственное руководство предприятием осуществлял Г.А. Керк.

 

Близость к железнодорожной станции и источникам сырья, наличие дешевой рабочей силы способствовали благополучию предприятия Штерцера. Горнозаводская промышленность на Юге России насчитывала 22 доменных и передельных завода. Некоторые из них, в том числе и завод Краматорского металлургического Общества, являлись потребителями продукции, поставляемой Товариществом “В.В. Штерцер и Ко”.

 

В годы первой мировой войны Товарищество “В.В. Штерцер и Ко” вынуждено было сменить свое название. Тогда волна патриотизма захлестнула Российскую империю, и все, что хоть как-то напоминало о Германии, отвергалось. Столицу России, как известно, в то время переименовали в Петроград. Такая же участь постигла и многие другие названия. Появилась новая вывеска и над входом в кирпичный завод. “Штерцер” — фамилия немецкого происхождения. Она кому-то могла не понравится, и компаньоны, дабы не иметь осложнений, приняли соответствующее решение. С той поры заказчики получали с завода прежнюю продукцию, но уже с иной маркой — “Т-во “Шамот”, Краматорская”. Как вы помните, именно такая надпись была на том кирпиче, который мы с сыном обнаружили на старом подворье Петровки.

 

Октябрьская революция 1917 года завершила историю кирпичного завода Товарищества “Шамот” как частного предприятия. Последняя точка на его дореволюционном прошлом была поставлена в один из холодных зимних дней 1919 года. В тот год, 14 февраля, предприятие перешло в руки временного заводского управления. Это означало, что “Шамот” национализирован, и на нем введен рабочий контроль. Об этом свидетельствует письмо заводского комитета Совету рабочих и крестьянских депутатов Краматорского заводского района по этому поводу. В нем сообщалось: “Настоящим честь имеем довести до вашего сведения, что с 14 с. м. завод т-ва “Шамот” перешел в ведение временного заводского управления, так что всякие получения денег, а равно платежи будут исходить от вышеназванного управления, а письма и требования будут подписываться выборными членами”.

 

Так выглядел завод Товарищества "В.В.Штерцер и Ко" по сост. на 1903 год (см. фото).

 

В 2008-2009 гг. старейшие здания бывшего завода В.В.Штерцера и его компаньонов были разобраны на кирпичи. На их месте теперь груды битого камня. В минувшую субботу (это было тогда, когда написана статья, - В.К.) случилась неожиданная оказия и удалось побывать на развалинах. В результате, были найдены потрясающие артефакты - кирпичи производства этого же завода и других производителей из г.Бахмута.

 

В настоящее время на территории бывшего завода "В.В.Штерцер и Ко" находятся предприятия ООО "БОН-ТОН".

 

Владимир Коцаренко, 
председатель КГОО "Клуб "Краевед"